История России

История России в 5-9 классах:

Задачи курса:

  • формирование ориентиров для этнонациональной и культурной са-моидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России;
  • овладение учащимися основными знаниями по истории России IX-XX вв., понимание ими места и роли Киевской Руси, Московского царства, Российской империи, СССР и РФ во всемирно-историческом процессе;
  • воспитание учащихся в духе уважения к истории России и гордости за героические свершения предков;
  • развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках по истории России.

К важнейшим личностным результатам изучения истории России в 5-9 классах относятся следующие убеждения и качества:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны – исторической преемницы Русского государства, Российской империи и Советского Союза Социалистических Республик;
  • осмысление социально-нравственного опыта России IX-XX вв.;
  • уважение к культуре России.

Метапредметные результаты изучения истории России в 5-9 классах выражаются в следующих качествах:

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (систематизировать, анализировать и обобщать факты, составлять развернутый план, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат).

Предметные результаты изучения истории России в 5-9 классах включают:

  • овладение целостным представлением об историческом пути России, соседних народов и государств в IX-XX вв.;
  • способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: Киевская Русь, феодальная раздробленность, Московское государство, Смутное время; формирование абсолютизма; закрепощение крестьян; реформы Петра Великого; дворцовые перевороты; просвещенный абсолютизм Екатерины II, Отечественная война 1812, освобождение крестьян, пореформенный период, Первая мировая война, революции 1917 г, Гражданская война и формирование СССР, коллективизация и индустриализация, репрессии, Великая Отечественная война, период оттепели, Карибский кризис, Перестройка, образование Российской Федерации.
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и поступков, выдающихся русских политиков, дипломатов, полководцев и флотоводцев и др.;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России IX-XX вв.

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения истории на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем, личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.
Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.

Концептуальной основой раздела истории 5-9 классов являются:

  • идеи интеграции учебных предметов
  • преемственности начального и основного общего образования;
  • гуманизации образования;
  • соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся;
  • личностной ориентации содержания образования;
  • деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций).

Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.
Методы преподавания: эксперимент, ИКТ – технологии, метод научного исследования, метод проектов и др.

Курс истории 10-11 классов является составной частью курса истории второго концентра обучения.

Содержание программы предмета определяется следующими исходными положениями:

  • История является базовым общеобразовательным предметом.
  • Предлагаемый курс позволяет рассмотреть историю России в контексте истории мира, проследить взаимосвязь и взаимовлияние основных событий и процессов, характерных для российской и всемирной истории, определить общее и особенное в их содержании.

Цели данной программы:

Изучение Истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся
  • Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей действительности, относить свои взгляды принципы с мировоззренческими системами
  • Освоение систематизированных знаний по Истории человечества, о месте и роли России в мировом процессе
  • Овладение умениями и навыками поиска, комплексного анализа, обобщения и систематизации исторической информации.

Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыка анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры учащихся.
Основные содержательные линии базового уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов истории – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно – хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами.
Особенностью программы является включение в нее материала, отражающее многоаспектность, противоречивость, альтернативность исторического развития; курс нацелен на раскрытие целостного представления о роли и месте России во всемирно-историческом процессе, формирование общего взгляда на процессы мировой истории.
Программа сориентирована на организацию активной самостоятельной работы учащихся с использованием знаний приобретенных по другим школьным предметам.
Особенностью программы является обзорное изучение значительных событий в истории нашей страны 20 века и синхронное изучение важнейших мировых событий, происходивших с непосредственным участием России.

Преподаватели: